6 января 2012 года, 18:17

Отчет о конференции "Учитель в современном обществе"
02.11.2010

21-22 сентября 2010 г. на базе Восточно-Сибирской государственной академии образования (г. Иркутск) проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Учитель в современном обществе: личностный потенциал и его реализация» при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-06-14228 г).

Цель конференции состояла в ; обобщении и распространении опыта работы в сфере психологических и педагогических исследований по проблеме реализации профессиональной компетентности, духовно-нравственного и личностного потенциала современного учителя. В работе конференции приняли участие 297 человек: среди них учителя, психологи общеобразовательных учреждений, ученые-психологи, преподаватели вузов Москвы, Казани, Оренбурга, Челябинска, Хабаровска, Воронежа, Читы, Севастополя, Улан-Удэ, Братска, Северобайкальска, Киева, Ужгорода, Сретенска, Смоленска, Усть-Илимска, Иркутска и Иркутской области. Активными участниками конференции были аспиранты, магистранты, студенты вузов Иркутской области и Сибирского региона. За два дня работы конференции было заслушано около 100 докладов, проведено 2 круглых стола, 5 научных секций, 8 мастер-классов и 4 вечерние лекции.

На первом пленарном заседании, состоявшемся 21 сентября ; 2010 г., с приветственным словом к участникам конференции обратились ректор Академии профессор А.В. Гаврилюк, министр образования Иркутской области В.С. Басюк, начальник департамента образования администрации г. Иркутска В.В. Перегудова, начальник отдела Законодательного Собрания по взаимодействию с представительскими органами муниципальных образований, эксперт в области образования Г.Н. Терентьева. Они отметили значимость проводимой конференции, необходимость внедрения научных разработок в практику образовательных школ и важность сотрудничества школы и вуза в решении задач, определенных президентской инициативой «Наша новая школа».

С докладом «Высокопрофессиональный и открытый ко всему новому учитель – гарант развития школы» выступил министр образования Иркутской области, кандидат психологических наук В.С. Басюк. В качестве одного из ведущих направлений развития общего образования региона, определенных национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» было названо совершенствование учительского корпуса. Министр ознакомил с основными мероприятиями, провидимыми в Иркутской области, повышающими творческую активность учителей. Только творческий учитель, заключает В.С. Басюк, способен определить резервы педагогической деятельности в успешном решении задач, поставленных перед школой образовательной инициативой: внедрение новых образовательных технологий, повышение качества образования, выявление и поддержка одаренных детей, повышение профессионализма педагогов, здоровьесберегающий образовательный процесс.

Далее об опыте и перспективах взаимодействия между школой и вузом выступил проректор по научной работе Восточно-Сибирской государственной академии образования А.И. Ушаков с докладом «Взаимодействие между школой и вузом как необходимое условие реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Докладчик отметил, что те характеристики, которыми должна обладать школа будущего, и направления работы по ее созданию, имеются в образовательных учреждениях Иркутской области и в течение уже более десяти лет структурные подразделения академии (лаборатории по проблеме одаренности, проблемам гуманной педагогики и др.) осуществляют научную, консультативную и методическую помощь практическим работникам образования.

Основные характеристики образовательной среды как условия и фактора развития личности были раскрыты в докладе заведующего лабораторией «Экологическая психология» Психологического Института Российской академии образования, члена-корреспондента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора В.И. Панова «Образовательная среда как условие и фактор развития школьников». Образовательная среда рассмотрена с позиций экопсихологического подхода к развитию психики человека. В.И. Пановым представлена модель образовательной среды, определены её структурные компоненты: деятельностный, коммуникативный и пространственно-предметный, рассмотрена проблема напряженности образовательной среды, для преодоления которой её компоненты должны обеспечивать условия для создания учебных ситуаций продуктивного типа.

Директор Института педагогики и психологии образования ; Московского государственного педагогического университета, доктор психологических и педагогических наук, профессор А.И. Савенков в докладе «Дидактические основы современного исследовательского обучения» определил в качестве актуальной задачи современного образования – переход на исследовательское обучение. Исследовательские методы должны стать смыслом и сутью современного образования.

Заведующий кафедрой психологии личности Казанского федерального университета, доктор психологических наук, профессор Л.М. Попов в докладе «Нравственно-этическое сознание субъекта» представил особенности саморазвития личности в этической психологии личности и сформулировал основные стратегии психолога, (понимаемые как искусство самостоятельно строить свою профессиональную жизнь, формировать характер основного профессионального направления, главных целей и этапов их достижения, самостоятельно регулировать имеющиеся противоречия в жизни) в работе с педагогами.

Второе пленарное заседание открыла М.И. Воловикова, ; заведующая лабораторией психологии личности Института Психологии Российской академии наук, доктор психологических наук, профессор в докладе «Роль наставника в реализации духовных способностей учащихся» размышляя о роли наставника на пути духовного развития, показала, что жизнь под руководством наставника, который видит устремленность подчиненного и его возможности к ее реализации, складывается самым продуктивным образом.

Директор Института Психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования В.Г. Петров, кандидат психологических наук, свой доклад «Профессионально-личностный потенциал современного учителя и пути его реализации» посвятил обсуждению вопросов, связанных с реализацией президентской образовательной инициативы «Наша новая школа». Было отмечено, что эта инициатива предполагает системные преобразования и таит в себе ; определенные сложности. Ключевой фигурой этих изменений, формирования Новой школы является учитель, способный к реализации своего творческого и личностного потенциала.

Директор педагогического института Восточно-Сибирской государственной академии образования, кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Пядушкина в своём докладе «Современные подходы к подготовке будущего учителя» обосновала значимость в подготовке современного учителя акмеологического, культурологического и других подходов.

Заведующая кафедрой психодиагностики и дисциплин специализации Восточно-Сибирской государственной академии образования, доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории «Психология одаренности» свой доклад «Роль учителя в развитии детской одаренности» Л.И.Ларионова посвятила обзору исследований, раскрывающих роль взрослого (учителя) как посредника между ребенком и культурой. По мнению докладчика, благоприятные качества учителя придают всему процессу обучения продуктивный импульс. Л.И. Ларионова обосновала тезис о том, что психологические особенности учителей в интеллектуальном, профессиональном и личностном планах должны соответствовать требованиям, предъявляемым к работе с одаренными детьми.

Далее обсуждение проблем конференции осуществлялось на Круглых столах:

1. ; «Сохранение и укрепление здоровья учителя: возможности психологической службы» (ведущие: А.И.Савенков, доктор психологических и педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования ; Московского государственного педагогического университета; В.И.Панов, член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, заведующий лабораторией "Экологическая психология" Психологического Института Российской академии образования)

2. ; «Проблемы духовно-нравственного развития учителя в современном обществе» (ведущие: М.И.Воловикова, ; доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии личности Института Психологии Российской академии наук; Л.М. Попов, заведующий кафедрой психологии личности Казанского федерального университета, доктор психологических наук, профессор; ;Л.И.Ларионова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психодиагностики и дисциплин специализации Восточно-Сибирской государственной академии образования).

Первый день конференции завершился вечерними лекциями:

- Роль учителя в развитии исследовательского поведения школьников ; (А.И.Савенков, доктор психологических и педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования ; Московского государственного педагогического университета);

- Проблемы проектирования образовательной среды (В.И.Панов, член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, заведующий лабораторией "Экологическая психология" Психологического Института Российской академии образования);

- Нравственная психология как новая отрасль психологической науки (Л.М.Попов, ; доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности Казанского федерального университета);

- Проблемы нравственного развития личности (М.И.Воловикова, ; доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии личности Института Психологии Российской академии наук).

22 сентября 2010 года работа конференции проходила по пяти секциям:

Наиболее насыщенной была секция «Профессиональная компетентность и личностное развитие современного учителя», в которой доминирующими оказались вопросы формирования и диагностики профессиональной компетенции учителя (Е.А.Попова, Л.А.Иванова, А.М. Лужецкая, О.В.Бызова, Ж.П.Черкасова, А.Э.Ишкова, С.М.Мехрякова, В.В.Алексеева, Т.Г.Малаханова, Е.С.Выборова). Обсуждались психолого-педагогические проблемы нравственного становления будущего педагога, развития и формирования его самосознания (Л.В.Скорова, Е.А.Семёнова). Интересными были сообщения об имидже как составляющей профессиональной компетентности современного учителя (И.М.Кыштымова), эмпатии преподавателя как условии эффективности педагогического взаимодействия (Ю.В.Сутурина), эмоциональном и социальном интеллекте как ресурсе преодоления синдрома выгорания и самореализации учителя (Т.И.Солодкова, Н.А. Сеткова). Докладчики отметили необходимость формирования у будущего учителя не только навыков профессиональной деятельности, но и развитие умения создавать свой индивидуальный образ, моделирование которого осуществляется средствами нескольких частных семиотических систем. Доказано о том, что успешное педагогическое взаимодействие является основой профессиональной деятельности преподавателя, задача которого обеспечить целостность образования. Обоснована целесообразность включения эмоционального интеллекта в структуру личностных ресурсов преодоления синдрома выгорания у учителей. Отмечена значимость социального интеллекта в профессиональной самореализации педагога. Рассматривался опыт работы образовательных учреждений по повышению педагогического мастерства учителей.

На секции «Проблемы обучения, воспитания и психического развития учащихся» общими усилиями участников было разработано представление о том, какие условия являются наиболее эффективными для развития учащихся. Обсуждено современное состояние проблемы профессионального самоопределения и профориентации, методы диагностики (А.Д.Гольменко, Н.Е.Горская). Было предложено искать инновационные аспекты социализации подрастающего поколения во «всемирной информационной паутине» (А.Д.Карнышев). Рассматривались эффективные способы повышения интереса школьников к психологии: проведение олимпиад, позволяющих показать старшеклассниками возможности применения психологических знаний в практических областях (Е.Л. Трофимова); интеграция психологии с литературой и организация диалогичного общения в процессе изучения психологии, способствующая структурированию и развитию эмоционального мира, навыкам самопонимания и самовыражения (О.В.Баранова, Н.В.Иванова). Докладчиками обсуждались вопросы развития экологической ответственности (И.С.Ильясова), пространственного мышления (С.А.Коногорская), социокультурной идентичности (Н.А.Переломова, О.Г.Елясова, Е.С.Степук), ; идеомоторного компонента психомоторных способностей (Л.В.Жмурова), а также вопросы психологического сопровождения псизического развития детей (С.В.Квасникова, Л.В.Скорова, Т.Н.Бандурка, Т.В.Бомштейн, Н.В.Барлукова, Н.М.Бабий). Особый интерес вызвало сообщение о контроле качества воспитательной деятельности. О.В. Шелеховой был представлен ход эксперимента по разработке, внедрению и постоянному улучшению системы менеджмента качества воспитательной деятельности и ; сделан вывод о том, что постоянное совершенствование воспитательной деятельности будет способствовать повышению качества подготовки современного учителя.

Центральной проблемой секции «Современные технологии обучения и воспитания в условиях непрерывного и дополнительного образования» стал вопрос об использовании современных технологий в практике обучения. Рассмотрены интерактивные технологии обучения взрослых, позволяющие актуализировать личностно-профессиональный рост педагогов в процессе повышения квалификации (Н.А.Переломова). Показана возможность использования технологии развития критического мышления в условиях непрерывного образования (Т.Н.Матвеенко). Интерес вызвало сообщение о личностно-смысловых аспектах современных технологий обучения: для выведения учебного процесса на личностно-смысловой уровень нужна такая система педагогических технологий, которые непосредственно влияют на особенности смыслообразования и смысловыявления обучающихся как компонентов индивидуальной жизненной ориентации личности (А.А.Былков). Были рассмотрены и другие технологии: формирования гражданственности (Л.И.Найманова, Т.А.Шерехова), психологического сопровождения исследовательской деятельности (А.Ю.Качимская), театральной педагогики (Л.В.Шульга), педагогический тренинг (И.В.Парфильева) и другие.

На секции «Проблемы обучения и воспитания одаренных детей» обсуждались особенности и формы работы с одаренными детьми, модели их сопровождения, создание системы работы с одаренными детьми на региональном уровне (А.А.Семенова, Г.Н.Терентьева, В.П.Песков, Ю.М.Кулешова, С.А.Чернобродова, С.Н.Лосева, А.Г.Шишева). Отмечено, что в Иркутской области есть все возможности для реализации комплексного и системного подхода в работе с одаренными детьми: ведутся научные исследования, функционирует лаборатория «Психология одаренности», систематически проводятся научно-практические конференции. Особый интерес вызвал доклад Л.И.Ларионовой, в котором представлены результаты исследований личностных особенностей учителей, работающих с одаренными детьми. У таких учителей отмечается высокий уровень интеллектуального развития, креативности, у них выражена гармоничная структура самоотношения, самоактуализации, что способствует эффективной работе с одаренными детьми. Было определены факторы, влияющие на успешность процесса самоактуализации молодых учёных: внутренние и внешние качества личности – приоритет ценностного отношения, высокая осознанность жизненных целей и потребность в познании, разнонаправленность, активный процесс осуществления жизненных предназначений и др. (Н.Г.Зеленикина). На секции обсуждались вопросы структуры интеллекта математически одаренных школьников (Е.В.Емельянова), развития одаренности (З.А.Дулатова, Е.В.Яшкина, Ю.М.Кулешова, И.А.Шишкина) и другие.

Основная дискуссия на секции «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями развития» развернулась между специалистами, работающими с детьми-сиротами (Л.П.Сверч, С.Ю.Хлебникова), детьми с ограниченными возможностями здоровья (С.С.Баяртуева, Р.Д.Санжаева), глухонемыми детьми (В.Е.Бубарева). Особый интерес участников секции вызвали сообщение о методах коррекции психических состояний детей, перенесших различные физические травмы (Т.А.Лысенко) и о режиме деятельности детей, родившихся и проживающих в экологически неблагополучных территориях (Н.М.Сараева, А.А.Суханов). Докладчики обсудили вопросы обеспечения учебно-информационной безопасности, адаптации к среде детей с особенностями развития.

Содержание докладов еще предстоит осмыслить, но некоторые итоги можно подвести уже сейчас.

В рамках конференции были проведены мастер-классы, на которых были представлены практические наработки по основным проблемам, обсуждавшимся на конференции:

1. ; Проектирование образовательной среды в современной школе. Ведущий: В.И.Панов, член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, заведующий лабораторией "Экологическая психология" Психологического Института Российской академии образования. Определены технологии проектирования образовательной среды с учетом основных положений национальной инициативы «Наша новая школа».

2. Духовное и нравственное развитие личности. Ведущий: ; М.И.Воловикова, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии личности Института Психологии Российской академии наук. Определены характеристики духовного и нравственного развития личности, представлены условия для их развития. Показана роль социальных представлений в нравственном развитии. Ведущий показал приемы диагностики социальных представлений педагога.

3. Технология развития ; исследовательской активности детей. Ведущий: ; А.И.Савенков, доктор психологических и педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии образования ; Московского государственного педагогического университета. Продемонстрированы технологии развития исследовательской активности младших школьников; на конкретных фрагментах урока показаны приемы развития исследовательской активности.

4. Психология саморазвития. Ведущий: Леонид Михайлович Попов, ; доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности Казанского федерального университета. Продемонстрированы технологии (стратегии) самостоятельной работы по формированию основного профессионального направления, главных целей и этапов их достижения, а также автор познакомил с авторскими методиками диагностики нравственности.

5. Подготовка учителя к работе с одаренными детьми. Ведущие: Л.И.Ларионова, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психодиагностики и дисциплин специализации Восточно-Сибирской государственной академии образования, А.А.Семенова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психодиагностики и дисциплин специализации Восточно-Сибирской государственной академии образования. Были представлены основные приемы в работе учителя с одаренными детьми.

6. Развитие социального интеллекта у педагогов как условие профилактики и коррекции синдрома выгорания. ; Ведущие: Валерий Николаевич Гордиенко, директор филиала Сибирской академии государственной службы в г. Усть-Илимске, Татьяна Ивановна Солодкова, ; Усть-Илимский филиал Восточно-Сибирской государственной академии образования, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии. Представлена программа тренинга развития эмоционального интеллекта у педагогов, рассматриваемая авторами как психологический инструмент профилактики и коррекции синдрома выгорания и обучающая программа MEТT (П. Экман), возможности метафоры, притчи, событийные мероприятия, в качестве основного психологического инструмента развития эмоционального интеллекта.

7. Психологическое сопровождение проектной деятельности в образовательном учреждении. Ведущие: А.Ю.Качимская, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования. Представлены технология проектной деятельности и авторское видение психологического сопровождения проектирования в образовательном учреждении.

8. Учет модальности восприятия при организации учебно-воспитательного процесса. Ведущий: Татьяна Никифоровна Бандурко, Иркутский государственный лингвистический университет, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, кпсхн. Продемонстрирована авторская методика диагностики модальности восприятия и показаны возможные приемы организации учебно-воспитательного процесса на основе знания учителем модальности восприятия своих учеников.

На заключительном пленарном заседании были подведены итоги конференции. В непринужденной обстановке все желающие рассказывали о своем педагогическом опыте, в котором прослеживаются все задачи и направления работы, содержащиеся в образовательной инициативе «Наша новая школа». Оргкомитету было высказано предложение опубликовать материалы конференции в престижных изданиях. Конференция показала актуальность и разнообразие исследований по проблемам учительства и дала новый импульс для их продолжения. На конференции были обсуждены современные тенденции в психолого-педагогических исследованиях профессиональной компетентности, личностного ; развития учителя, рассмотрены проблемы обучения, воспитания и психического развития учащихся, а также новые технологии обучения и воспитания в условиях непрерывного и дополнительного образования. Участники отметили активную работу учителей и школ по указанным выше направлениям. Педагоги образовательных учреждений имели возможность представить свой опыт. Выступающие отметили, что организаторами конференции были созданы все условия для проведения плодотворных обсуждений и дискуссий, общения между участниками, необходимость и полезность регулярного проведения подобных мероприятий.

По результатам конференции были приняты следующие рекомендации:

1. Участники конференции отмечают актуальность и своевременность ее проведения. Проблемы учительства, раскрытия личностного, творческого и духовного потенциала учителя, его формирования и развития являются актуальнейшими проблемами современной теории и практики образования. Важным инструментом модернизации современного образования являются его гуманизация и психологизация.

2. Оргкомитету конференции подготовить рекомендации по усилению психологической подготовки и переподготовки учителей. С этой целью повысить уровень научно-методической подготовки учителей, привлекать их к исследовательской деятельности, разработке и реализации совместных программ и проектов.

3. Современная новая школа должна успешно интегрировать в себе процессы обучения, воспитания, сохранения и поддержания физического и психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса. Для этого необходимо усилить взаимодействие между педагогами и психологами образования, образовательными учреждениями и практико-ориентированными научно-исследовательскими центрами.

4. Отметить активную работу учителей школ и преподавателей вузов в обсуждении вопросов и проблем конференции. Институту психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования разработать и реализовать систему повышения квалификации учителей-предметников, психологов образования, руководителей образовательных учреждений в свете национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

5. Внедрять в образовательный процесс исследовательское обучение. Исследовательские методы должны стать смыслом и сутью современного образования. Институту психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования разработать систему психологической поддержки учителей по реализации исследовательского обучения.



Смотрите также