20 февраля 2011 года, 15:05

Научно-исследовательская работа студентов

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
НА КАФЕДРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

1. Общие положения.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной, органически неотъемлемой частью подготовки бакалавров по направлению «Педагогика» (профиль «Социальная педагогика») и входит в число её основных задач, решаемых на базе единства учебного и научного процесса.
Современные условия и экономическая ситуация в стране требуют динамичного совершенствования системы НИРС, включения в неё новых методических подходов, организационных форм, использования новых стимулов, накопления, анализа и внедрения практического опыта. НИР должна служить формированию студентов как творческих личностей, способных адекватно и эффективно решать возникающие перед ними задачи на данном этапе развития общества.
Перестройка структуры и содержания высшего профессионального образования, развитие академической и экономической самостоятельности вузов, а также новые требования к образовательному уровню специалистов и их конкурентоспособности при свободном трудоустройстве, диктуемые условиями современного общества, определяют необходимость совершенствования методической базы НИРС как одного из компонентов образовательного процесса.
Преобразования в системе организации НИРС должны осуществляться в соответствии с новыми условиями деятельности вузов, базироваться на использовании многолетнего отечественного, а также зарубежного опыта, и обеспечивать уровень подготовки специалистов, отвечающий требованиям мировых стандартов.
В связи с этим система НИРС, обеспечиваемая кафедрой социальной педагогики и психологии, является одним из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным педагогическим образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских и проектных работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей жизнедеятельности.
Система НИРС на кафедре социальной педагогики и психологии как едином учебно-научно-исследовательском комплексе является не только неотъемлемой составной частью непрерывной подготовки квалифицированных бакалавров и магистрантов, способных творческими методами индивидуально и коллективно решать профессиональные научные, технические и социальные задачи, применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, быстро ориентироваться в экономических ситуациях; но также и условием развития самой кафедры, средством повышения квалификации преподавателей.

2. Цели и задачи системы НИРС на кафедре социальной педагогики и психологии.
Цели НИРС – повышение уровня подготовки социально-педагогических кадров, сохранение и умножение интеллектуального потенциала страны через создание и развитие условий для самореализации студентов в научном творчестве в едином учебном, воспитательном и научном процессе в соответствии с их способностями и потребностями; повышение престижа фундаментального образования; сохранение, поддержание и развитие отечественных педагогических научных школ, воспитание патриотического отношения молодежи к их достижениям на основе преемственности между поколениями, формирование высоких духовно-нравственных качеств будущего педагога - исследователя.
Задачи НИРС:
- повышение уровня научно-исследовательской работы, включаемой в учебный процесс в различных формах;
- создание организационно-методических и материально-технических условий и предпосылок для реализации НИРС;
- обеспечение интеграции учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов;
- постоянное поддержание и развитие авторитета НИРС с целью привлечения к ней основной массы студентов и развитие их интереса к активному участию в научно-исследовательской деятельности;
- развитие готовности и способности студентов к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, повышению квалификации;
- развитие у будущих специалистов владения основами методологии рационального и эффективного освоения и использования научных знаний и научно-исследовательской деятельности;
- привлечение студентов к участию в теоретических, прикладных, методических, поисковых научно-исследовательских работах как непременной составной части профессиональной подготовки будущих специалистов;
- выявление наиболее одарённых и продвинутых студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности; создание особых условий для развития их творческих способностей;
- содействие эффективному профессиональному отбору наиболее способных студентов для различных форм последипломного образования;
- повышение массовости и эффективности научно-исследовательской работы студентов-бакалавров путём привлечения их к исследованиям по наиболее приоритетным направлениям социально-педагогической науки, связанным с современными потребностями общества и государства; широкого развития различных форм НИРС состязательного характера;
- содействие трудоустройству выпускников в соответствии с потребностями научных коллективов.

3. Организация системы НИРС.
3.1 Основным принципом организации НИРС на кафедре социальной педагогики и психологии является её комплексность, предполагающая:
- интеграцию учебного и научного процесса;
- проведение НИРС на всех этапах (курсах) и организационных уровнях (кафедральный, факультетский) учебного процесса;
- последовательность в освоении различных принципов, методов и техники выполнения научных исследований по мере усложнения их в соответствии со стадиями образовательного процесса;
- использование разнообразных форм организации НИРС, как предусмотренных учебными планами, так и выполняемых вне их;
- широкое использование состязательных мероприятий стимулирующего характера различных уровней (от кафедрального до международного);
- использование различных форм морального и материального поощрения лиц, участвующих в системе НИРС.
3.2 Система призвана служить самореализации личностных и творческих способностей студентов, расширению возможностей приложения интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава.
3.3 Организационными формами НИРС могут быть:
- учебно-исследовательская работа по учебным планам;
- включение элементов НИР в учебные занятия;
- дипломные работы с исследовательскими разделами или целиком научно-исследовательского характера;
- индивидуальные научно-исследовательские работы студентов, т.е. участие студентов в разработке определённой проблемы под руководством конкретного научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава;
- студенческие научные кружки;
- студенческие научные группы по проблемам, лаборатории и иные творческие объединения;
- привлечение студентов к выполнению научно-исследовательских проектов, финансируемых из различных источников (госбюджет, договоры, гранты и т.д.);
- участие студентов в научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня (кафедральные, факультетские, городские, региональные, общероссийские, международные), стимулирующих развитие как системы НИРС, так и творчество каждого студента. К ним могут быть отнесены: научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры-конкурсы научных и учебно-исследовательских работ студентов, олимпиады по дисциплинам и специальностям, различные школы;
- организация специальных факультативов, курсов, программ, проведение занятий с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов;
- чтение лекций, занятий, курсов, индивидуальная работа по основам организации и методики научных исследований с целью подготовки студентов к выполнению самостоятельной научной работы путём привития им умений, навыков выполнения НИР, необходимых будущему учёному;
- ознакомление студентов с Российскими и международными стандартами проведения научного исследования и представления его результатов;
- освоение студентами различных средств и систем научно-технической информации;
- привлечение студентов к различным видам участия в научно-инновационной деятельности.
3.4. К обеспечению функционирования системы НИРС привлекаются:
- должностные лица, отвечающие за организацию НИРС на кафедре и руководящие системой НИРС: заведующая кафедрой, ответственный за НИРС на кафедре, руководители студенческих научных кружков (педмастерских) и лабораторий на кафедре, а также представители профессорско-преподавательского состава, ведущие научную работу со студентами;
- подразделения кафедры, участвующие в реализации различных форм НИРС: оргкомитеты различных мероприятий (олимпиад, конкурсов, конференций и др.);
- различные студенческие организации, привлекающие молодежь к участию в НИР (студенческое научное общество, научная студенческая лаборатория и др.).
3.5. Основными функциями должностных лиц кафедры, несущих ответственность за НИРС, являются:
- методическое и непосредственное руководство НИРС, подготовка, проведение, координация различных мероприятий, осуществляемых на всех уровнях в рамках системы НИРС, учет и анализ её результатов;
- изучение, обобщение и внедрение отечественного и зарубежного опыта, его творческое развитие в изменяющихся условиях деятельности кафедры, факультета и вуза в целом.

4. Стимулирование развития системы НИРС.
Успешное функционирование системы НИРС непосредственно связано с совершенствованием системы стимулирования студентов, ведущих научно-исследовательскую работу, преподавателей и сотрудников, обеспечивающих выполнение научной работы студентов. Основными его формами являются:
- учет результатов научно-исследовательской работы студентов при оценке знаний (зачеты, экзамены и т.д.) на разных этапах обучения;
- публикации научных работ студентов;
- выдвижение на конкурсной основе наиболее одаренных студентов на соискание государственных научных стипендий; стипендий, учреждаемых различными организациями, именных стипендий;
- представление лучших студенческих работ на конкурсы, выставки с награждением победителей грамотами, дипломами, присвоением звания лауреата;
- командирование для участия в различных отечественных и международных студенческих форумах;
- рекомендации для обучения в магистратуре или аспирантуре;
- соответствующие меры материального и морального поощрения преподавателей и сотрудников кафедры: учет и компенсация педагогических нагрузок (руководство НИРС, рецензирование, прием защиты и т.д.), финансовая и материально-техническая поддержка кафедры, лабораторий, научных коллективов, активно работающих в системе НИРС;
- моральное и материальное поощрение студентов с объявлением благодарности, награждением грамотами, дипломами, денежными или иными премиями за высокие результаты в НИРС.

5. Финансирование НИРС.
5.1. Успешное функционирование системы НИРС возможно при условии её систематического финансового и материально-технического обеспечения.
5.2. Формы и методы финансирования НИРС избираются в соответствии с конкретными условиями её деятельности и Уставом академии и базируются на нормативных и регламентирующих документах соответствующих министерств и ведомств. 

                                                                                                                     Иркутск, 2009