6 января 2012 года, 15:16

Профильные классы в школах

Опыт взаимодействия института психологии

со школами

в условиях профилизации образования

 

Современное образование предъявляет новые требования к личности выпускника. Это касается как общего среднего образования, так и высшей школы. Эти изменения продиктованы, в первую очередь, изменениями нашего общества, которое начинает ориентироваться в образовательных услугах, на новую модель выпускника. С позиций общеобразовательной школы модель выпускника представлена рядом характеристик, наиболее значимыми из которых являются: адаптивность личности в современных социально-экономических условиях и четкая ориентация в будущем профессиональном выборе. С позиций высшей школы – это грамотный профессионал, обладающий набором необходимых компетенций, которые обеспечат ему безболезненное вхождение в профессию.

Существенным является тот факт, что заказчиком выпускников нашего университета являются школы, поскольку именно для них мы готовим педагогов. Поэтому, на наш взгляд, необходимо как можно раньше организовать сотрудничество университета со школами в рамках непрерывного образования, т.е. в системе «школа-вуз-школа» - выпускники школ становятся студентами университета, а выпускники вуза возвращаются в школы в качестве педагогов.

Исходя из этой позиции, факультет психологии при поддержке Администрации г. Иркутска, Управления образованием и Департамента образования, в лице В.С. Басюка, В.А. Бужигеевой, организовал в 2006 году образовательное сотрудничество с тремя школами города: МОУ СОШ № 34, МОУ СОШ № 24 и МОУ СОШ № 72. В этих школах были открыты профильные десятые классы. Согласуясь с министерским перечнем профилей, они стали социально-гуманитарными с приоритетным изучением психологии.  

Сегодня, на протяжении уже пяти лет институт психологии  Восточно-Сибирской государственной академии образования  сотрудничает с: МОУ СОШ № 24 г. Иркутска, МОУ СОШ № 34 г. Иркутска, МОУ СОШ № 72 г. Иркутска, МОУ гимназия № 25 г. Иркутска, МОУ Максимовская школа. В основу профильного взаимодействия с указанными образовательными учреждениями положен договор, разработанный проректором по дополнительному образованию и инновационной деятельности Г.Н. Терентьевой и заключаемый со школами на каждый учебный год.

В договоре указаны цели и задачи сотрудничества факультета психологии на текущий учебный год; представлена образовательная деятельность, осуществляемая преподавателями факультета психологии в школе; перечислены мероприятия совместной научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы, реализация которых планируется совместно с педагогами и психологами школы; отмечена профориентационная работа с родителями и старшеклассниками, реализовывать которую предполагается силами преподавательского состава факультета; раскрыты некоторые аспекты педагогической практики, в соответствии с положением о порядке проведения практики студентов; описаны пути и методы обобщения и распространения передового педагогического опыта по разработке и реализации совместных инновационных проектов университета и школы.

Цель сотрудничества института психологии и школ – подготовка абитуриентов, характеризующихся познавательным интересом и учебной мотивацией; оказание образовательному учреждению научной поддержки и научно-методического содействия по вопросам профильного образования; внедрение в образовательный процесс школ новых форм учебного сотрудничества, передового педагогического опыта; обеспечение непрерывности и поступательности процесса обучения на этапе перехода обучающихся из общеобразовательной школы в высшую.

Задачи:

а) оказание преподавателями факультета психологии помощи в организации научно-исследовательской работы в образовательном учреждении;

б) организация профориентационной деятельности в условиях образовательного учреждения.

в) осуществление консультативной помощи образовательному учреждению по вопросам профильного обучения и профессиональной ориентации выпускников;

г) отработка преемственных форм и методов обучения на смежных ступенях образовательного процесса, что будет способствовать повышению эффективности адаптации выпускников школ в условиях обучения в высшей школе.

Преподавателями института психологии разработаны программы элективных курсов, которые прошли экспертизу МОУ ЦИМПО и ИПКРО,  получили паспорта и были включены в областной перечень программ элективных курсов, рекомендуемых и использованию в образовательных учреждениях.

Пилотажный этап работы в школах позволил преподавателям института психологии сформировать блок элективных курсов, адекватных задачам взаимодействия со школьниками профильных десятых классов – это: «Практикум по психологии человека», «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Психология общения. Конфликтология» и «Социально-психологический тренинг личностного роста». Каждая из указанных программ рассчитана на семнадцать учебных часов и предполагает в своей структуре теоретический и практический блоки.

Реализация теоретического блока не только позволяет формировать у учащихся десятых классов основные представления о научных проблемах психологии, но и готовит их к новой форме учебного взаимодействия – лекционной подаче информации. В образовательной деятельности профильных классов используется целый ряд преемственных форм и технологий обучения, что значительно облегчает будущим студентам вхождение в новую образовательную модель. Опыт работы преподавателей института в профильных классах и последующее обучение выпускников этих классов на первом курсе нашего университета позволяет говорить, что эти студенты легче и эффективнее адаптируются в условиях вузовского обучения.

Практический блок элективных курсов предполагает получение десятиклассниками практических навыков эффективного взаимодействия со сверстниками и педагогами, умений работы психологическим диагностическим инструментарием, навыков анализа психологических фактов и т.п. Этот опыт в значительной мере облегчает им не только социально-психологическую адаптацию в вузе, но и формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, активно востребуемые в таких формах вузовской учебной деятельности, как практические и семинарские занятия. 

Для одиннадцатиклассников разработаны элективные курсы: «Основы саморегуляции», «Тренинг конструктивного общения» и «Психология семьи», каждый объемом семнадцать учебных часов. При подготовке программ для работы с учащимися выпускных классов, преподаватели института психологии ориентировались, в первую очередь, на образовательные запросы самих старшеклассников, а также на те знания и умения, которые ложатся в основу обучения в высшей школе.

Совместная научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа, реализуемая в рамках взаимодействия института психологии и общеобразовательных школ предполагает предпрофильную подготовку и профильное обучение, совершенствование образовательного процесса, разработку и апробацию эффективных форм и способов образовательной деятельности, внедрение новых моделей профильного обучения. В течение учебного года преподавателями факультета психологии в сотрудничестве со школьными психологами и педагогами организуется и проводится исследовательская работа со школьниками. Целью такого взаимодействия является подготовка старшеклассников к участию в научно-практической конференции, ежегодно проводимой институтом. Кроме того, преподаватели оказывают методическую и теоретическую поддержку при подготовке старшеклассников к участию в олимпиаде по психологии, проводимой институтом психологии ГОУ ВПО "ВСГАО".

Профориентационная работа с учащимися и родителями предполагает мероприятия, направленные на ориентацию выпускников на продолжение образования в ГОУ ВПО "ВСГАО". В рамках этого направления сотрудничества со школами, преподаватели института оказывают профессиональную информационную помощь школьным психологам в профориентационной работе. Как правило, это осуществляется посредством выступлений на родительских собраниях, часто тематических, классных часах, психологических лекториях и других общепринятых формах профориентационной работы. Преподаватели принимают участие в проведении Дня открытых дверей в школах, когда родители и сами ученики имеют возможность получить грамотную консультативную помощь.

В рамках заключенного со школами соглашения педагогическая практика приобрела некоторые новых характеристики. За период практики студенты института психологии оказывают профессиональную помощь школьному психологу. В условиях свободного общения со студентами-практикантами, учащиеся профильных классов могут получить достоверную информацию об особенностях организации обучения в институте психологии, о требованиях учебной деятельности и т.д. В свою очередь школьный психолог обучает студентов прикладным навыкам профессиональной деятельности через супервизорство, активное наблюдение и апробацию психотехник. Студенты за период практики знакомятся с системой профессиональной деятельности школьной психологической службы, современной нормативной документацией, объемными показателями работы и спецификой деятельности психолога в системе среднего общего образования.

Обобщение и распространение передового педагогического опыта предполагает оказание помощи образовательному учреждению в организации и проведении семинаров, конференций, круглых столов с целью обмена и обобщения опыта. Кроме того, с этой же целью предполагается проведение обучающих методологических, методических, научных семинаров, мастер-классов для администрации и членов педагогического коллектива образовательного учреждения.

Взаимодействие института психологии и школ предполагает и ряд других направлений сотрудничества, среди которых наиболее перспективными представляются следующие:

а) научное рецензирование и редактирование статей, методических, учебных пособий, подготовленных педагогами образовательного учреждения;

б) оказание помощи образовательному учреждению в разработке программ предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников.

Трехлетний опыт взаимодействия института психологии ГОУ ВПО «ИГПУ» со школами по вопросам профильного обучения и профориентационной работы позволяет определить такое сотрудничество как перспективное и в значительной степени эффективное, как для школ, так и для вуза. Безусловно, что наибольшую выгоду получают в данном случае сами обучающиеся, поскольку усилия всех участников образовательного пространства в системе «школа-вуз» ориентированы на интересы развития личности выпускника.

 



Смотрите также