5 января 2012 года, 07:15

Педпрактика (ознакомительная )

 

ПРОГРАММА

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050716 СПЕЦИАЛЬНАЯ ПИСХОЛОГИЯ 

                                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка высококвалифицированных психологов для рабо­ты с детьми с проблемами в развитии включает в себя обязательное изучение целого ряда курсов по психологии детей с различными вариантами отклонений в развитии и. Значение этих кур­сов бесспорно, поскольку они являются базовыми в приобретении профессиональных знаний. Важность приобретения знаний об осо­бенностях развития детей, имеющих различные трудности, обуслов­лена своеобразным функционированием их психики. Недостаточность, как отдельных психических процессов, так и личности в целом, детей с проблемами в развитии приводит к глубокой перестройке всей их психической деятельности и оказывает зна­чительное влияние на обучение, социально-бытовую и трудовую адаптацию детей в обществе.

В соответствии с учебным планом отделения специальной психологии дефектологического факультета студенты изучают курс специальной психологии на протяжении 2 семестра, методы психологической диагностики на 3 семестре, методы психолого-педагогической диагностики и комплектования специаль­ных коррекционных учреждений на 5 семестре, психо­логии детей с недостатками в интеллектуальном развитии на 5, а психологии детей с задержанным психическим развитием на 6 семестре. За этот период времени студенты изучают свое­образие психической деятельности детей с проблемами в развитии, знакомятся с психолого-педагогическими методами отбора этих детей в специальные (коррекционные) классы и школы, основными направ­лениями коррекции и компенсации недостатков психической дея­тельности детей с проблемами в развитии в учебно-воспитательном процессе. В ходе практических и лабораторных занятий учатся при­менять теоретические знания на практике.

На четвертом курсе (7 семестр) дневной формы обучения прово­дится психологическая практика. В течение двух недель студенты имеют возможность накопления более полного представления о мно­гообразии психических отклонений у детей с проблемами в развитии, изучают их, проводя собственное экспериментальное исследование. Делают первые самостоятельные попытки в определении психических отклонений, выявлении индивидуальных особенностей и общих закономерностей развития детей с проблемами в развитии. Все это способствует тому, что за время психологической практики студенты закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают навыки самостоятельной работы в качестве психолога для работы с детьми с проблемами в развитии.

Методические рекомендации включают определение основных задач психологической практики, сведения об организации основных видов деятельности по неделям; раскрываются обязанности студентов во время прохождения практики и, дается перечень необходимой до­кументации, которую студент должен представить по окончанию практики в объявленные на установочной сессии сроки. Кроме того, в методические рекомендации включены приложения, где даются схе­мы, призванные помочь студентам в должном оформлении докумен­тации.

Основная цель данного пособия - помочь студентам максималь­но эффективно организовать свою деятельность во время прохожде­ния практики, что в конечном итоге может способствовать начально­му профессиональному становлению психологов для работы с детьми с проблемами в развитии. Автору представляется, что эта задача приобретает особый смысл, поскольку студентам-практикантам впервые придется применять теоретические знания на практике.

                                                                  ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Психологическая практика проводится в общеобразовательных школах, имеющих классы выравнивания и классы коррекции.

Перед выходом студентов на практику проводится установочная конференция, посвященная разъяснению задач и вопросов организа­ции психологической практики, сообщается место ее проведения.

Практика носит преимущественно обзорный, ознакомительный характер

Задачи психологической практики

§         расширить и усовершенствовать уровень теоретической подготовки и выработать у студентов навыки применения этих знаний в практической психологической деятельности;

·         научить наблюдать и анализировать все разделы деятельно­сти психолога, анализировать и осмысливать собственную дея­тельность;

·           научить наблюдать за проявлениями отклонений в психи­ческом развитии детей в учебном процессе и вне его (в процес­се внешкольных мероприятий, игровой деятельности и пр.);

·         подготовить к практическому проведению диагностической работы по выявлению детей с проблемами в развитии и отгра­ничению интеллектуальных нарушений от сходных состояний;

·          познакомить с современными требованиями оформления документации, которую осуществляет практический психолог;

·         приобщить студентов к исследовательской деятельности и внедрению результатов собственных исследований при опре­делении наиболее эффективных путей коррекции отклонений в психической деятельности детей с проблемами в развитии;

·         сформировать навыки взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями, обратившимися за помощью в пси­хологическую службу школы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Вопрос об организации психологической практики студентов обсуждается на заседании кафедры. Как правило, прохождение прак­тики разрешается в общеобразовательных школах города Иркутска, имеющих специальные (коррекционные классы) и высококвалифици­рованных психологов, работающих с детьми с проблемами в разви­тии.

В отдельных (исключительных) случаях разрешается проведение практики в городах области и за ее пределами. В этом случае студент практикант предварительно (не менее чем за месяц до начала практи­ки) сообщает преподавателю, ответственному за психологическую практику, о причинах ее переноса за пределы города Иркутска и Иркутской области. Кроме того, студенту необходимо представить сле­дующие данные о практическом психологе, у которого он будет про­ходить практику: фамилию, имя и отчество, данные об его образова­нии, стаже практической деятельности с детьми, имеющими трудно­сти в развитии, с какими категориями аномальных детей осуществля­ет коррекционную работу.

Организация работы в первую неделю. Первая неделя практики направлена на то, чтобы познакомиться с работой школьного психо­лога. Студенты изучают опыт работы психолога той школы, где они работают. Знакомятся с документацией педологического кабинета: перспективным планом, журналом учета различных видов психологи­ческой помощи детям, личными делами детей, учатся ее оформлению. Внимательно наблюдают за диагностической, консультационной и профилактической работой психологической службы школы. Посе­щают все коррекционные занятия психолога и подробно конспекти­руют и анализируют два из них, проводят целенаправленное наблю­дение за детьми, посещающими занятия; особое внимание уделяется детям, за которыми студенты будут осуществлять целенаправленное наблюдение на протяжении второй недели практики. Поскольку в первую неделю практика носит ознакомительный характер, организа­ция вышеуказанных видов деятельности по дням недели будет зави­сеть от расписания школьного психолога.

Организация работы во вторую неделю. На протяжении второй недели студенты продолжают наблюдать практическую работу школьного психолога. Вместе с этим, проводится целенаправленное наблюдение за поведением детей в специальном классе для детей с проблемами в развитии (коррекционный класс, класс выравнивания, вспомогательный класс). Для проведения такого наблюдения студент должен заранее определить черты личности и особенности поведения, которые будут наблюдаться, и определить способ их обозначения (шифр проявлений признаков поведения подбирается в произвольной форме). Проведение наблюдений должно осуществляться в учебном процессе, во время психологического эксперимента, а так же во внеучебной деятельности (на перемене, в игре, во взаимоотношениях с учителем и сверстниками, во внеучебных мероприятиях и пр.). Сум­марная оценка черт личности особенностей поведенческой реакции должна складываться не менее чем из 10 проявлений в разных сферах деятельности. Результаты наблюдений анализируются студентом и представляются в виде характеристики проявления определенной черты личности у ребенка.

Проводится комплексное психодиагностическое обследование двух выбранных студентом детей с проблемами в развитии. Такой выбор должен осуществляться с учетом потребностей психолога или учителя. Методы исследования подбираются в соответствии с запро­сом возрастом ребенка и его интеллектуальной сохранностью. Ана­лиз данных, полученных при психодиагностическом исследовании ребенка, может осуществляться с опорой на известную студентам схему параметров. По результатам исследований оформляется харак­теристика, которая включает заключение и рекомендации для даль­нейшего психолого-педагогического сопровождения испытуемого. При составлении характеристики студент обязательно должен указать автора той схемы параметров, на которую он опирался при анализе полученных психодиагностических данных. Выводы данного иссле­дования должны послужить основой для рекомендации учителю с це­лью осуществления более глубокого индивидуального подхода к ре­бенку в процессе его обучения в школе, следует провести консульта­цию учителя по результатам полученных данных и побеседовать с ро­дителями.

В течение практики, наряду с основной работой, осуществляется накопление экспериментальных психологических данных, которые будут использованы при выполнении курсовой работы на третьем курсе.

В течение всей практики два раза в неделю проводится день кон­сультаций (их часы устанавливаются методистом и объявляются на установочной конференции). На консультации решаются все вопросы, связанные с затруднениями в проведении и анализе психодиагности­ческой работы, планировании и осуществлении консультаций учите­ля, беседы с родителями и других видов практической деятельности. Здесь же обсуждаются и конкретизируются планы, подводятся итоги работы.

По окончанию практики проводится итоговая конференция. Ос­новная цель такой конференции - обобщить полученный практический опыт студентов, выявить наиболее положительные и негативные факты в организации практики для ее дальнейшего совершенствова­ния.

ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Во время прохождения психологической практики студент обя­зан:

-          соблюдать распорядок рабочего дня школы;

-          соблюдать профессиональную этику в работе с детьми, их родителями и коллективом учителей и психологов;

-          вести документацию психологического кабинета;

-          ежедневно вести дневник практики;

-          практически овладевать основными видами, методами и приемами деятельности школьного психолога в работе с детьми с проблемами в развитии, их родителями и учителями;

-          при подборе методов и методик психодиагностического исследования учитывать возрастные особенности ребенка и характер недостаточности их психической деятельности;

-          по итогам практики студент обязан подготовить материал для студенческой конференции.

План работы студента-практиканта должен быть согласован с руководителем психологической службы и администрацией учебно-образовательного учреждения.

                                                   ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

По окончанию практики студент обязан представить на кафедру следующую документацию:

1. Характеристику студента с оценкой результатов практики, подписанную психологом и заверенную печатью школы.

2. Дневник психологической практики.

3. Отчет о проделанной работе в ходе практики.

4. Конспекты двух коррекционных занятий с их анализом.

5. Результаты анализа наблюдений за одним ребенком в виде ха­рактеристики проявлений какого-либо психического качества.

6. Протоколы обследования двух детей и психологические ха­рактеристики на них. Характеристика на ребенка должна обязательно содержать перечень выбранных в соответствие с целью исследования психодиагностических средств.

Итоги психологической практики подводятся на совещании пси­хологов школы и на научно-практической конференции факультета. Результаты практики и анализ представленной студентами докумен­тации дает право методисту университета на конечную оценку, кото­рая выставляется по общепринятой в вузе системе: “отлично”, “хо­рошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно”.

Если студент не выполнил всех требований, предъявленных к психологической практике, то по решению кафедры ему может быть разрешено повторное ее прохождение без отрыва от учебных занятий.

                                                                                                                                            Приложение 1.

               СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ НА  СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА 

1. Фамилия, имя и отчество студента.

2. Сроки прохождения практики.

3. Профессиональные качества: соблюдение психологической этики, способность устанавливать контакт с детьми, их роди­телями и педагогическим коллективом, отношение к поруче­ниям психолога, самостоятельность и квалифицированность при выполнении различных видов работы.

4. Готовность к прохождению практики: умение использовать теоретические знания на практике, владение психолого-педагогической диагностикой проблем развития у детей, спо­собность учитывать возрастные и индивидуально-типические особенности учащихся.

5. Сведения о проведенных видах работы во время практики.

6. Оценка практики.

7. Подпись школьного психолога, заверенная печатью школы.                                                                                                                            Приложение 2.

   СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

1. Фамилия, имя и отчество студента.

2. Номер школы и место ее нахождения.

3. Время прохождения практики.

4. Фамилия, имя и отчество психолога, у которого студент про­ходил практику.

5. Общее впечатление о психологической практике, какие новые умения приобретены за это время?

6. Какое количество коррекционных занятий Вы посетили? На­зовите темы этих занятий?

7. Какое количество консультаций наблюдали? Назовите про­блемы, которые обсуждались на консультациях.

8. Какие диагностические процедуры Вы наблюдали в работе школьного психолога? Проанализируйте, как происходил отбор методик исследования в зависимости от запроса и возрас­та детей.

9. Какие мероприятия по психопрофилактике и психологиче­скому просвещению посещались во время практики?

10. Что особенно понравилось, а что не понравилось на прак­тике?

11. Что оказалось для Вас новым и самым важным в организа­ции практики?

12. Были  ли  трудности  при  осуществлении  психо­диагностической работы и ее анализе? В чем конкретно они заключались?

13. Возникали ли трудности при консультировании учителей и во время беседы с родителями? Чем конкретно вызваны эти трудности?

14. Как часто Вы обращались за помощью к психологу, и на сколько она Вас удовлетворяла?

15. Ваше отношение к работе в качестве школьного психолога с детьми, имеющими различные трудности в развитии.

16. Ваши пожелания и рекомендации по проведению психоло­гической практики.                                                                                                                            Приложение 3.

СХЕМА АНАЛИЗА КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

1.Краткая характеристика группы детей (диагноз и выражен­ность отклонений в психическом развитии).

2.Ме­сто данного занятия в системе коррекционной работы.

3.Тема занятия. Его цель, задачи и их соответствие этапу психокоррекционной работы.

4.Реализация основных принципов построения психокоррекционных программ в занятии (принцип системности, единства диагностики и коррекции, учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития ребенка, комплекс­ности методов психологического воздействия; принцип деятельностного подхода и активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционный процесс).

5. Использование продуктивных видов деятельности (изобразительной, конструктивной и пр.).

6. Использование наглядности на занятиях.

7. Соответствие выбора методов структуре дефекта и возрастным особенностям детей.

8. Характеристика личности психолога.                                                                                                                            Приложение 4.

                                                СХЕМА РЕГИСТРАЦИИ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА  ПСИХИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ

Дата

Место наблюдения

Количество проявлений наблюдаемого явления

 

Уроки:

1.       Русский язык

2.       Чтение

3.       Математика

4.       Труд

 

УС

СУУ

ДСУУ

 

Перемены:

1-ая

2-ая

3-я

 С

ДД

 

Внеклассное мероприятие (экскурсия в этнографический музей)

 

 

 

УСРР

 

 

Где: У- проявление наблюдаемого явления по отношению к учителю, С - по от­ношению к сверстнику, Д - по отношению к сверстнику противоположного по­ла, Р - по отношению к родителям.                                                                                                                          Приложение 5.

                                                СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ НАБЛЮДАЕМОГО ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ

1. Фамилия, имя ученика, его возраст, школа, класс и диагноз (если таковой имеется).

2. С какого момента ребенок находится в школе?

3. Как оказался в специальном коррекционном классе?

4. Основные жалобы учителя.

5. Частота и характер наблюдаемого проявления в учебное время на различных уроках.

6. Частота и характер наблюдаемого проявления во внеучебное время (на перемене, на внеклассных и внешкольных мероприятиях).

7. Частота и характер наблюдаемого проявления, выявленных в про­цессе беседы с родителями (для такой беседы необходимо предва­рительно подготовить перечень максимально корректных вопросов для родителей).

8. Частота и характер наблюдаемого проявления по отношению к учителю;

- сверстникам;

- сверстникам противоположного пола;

- родителям и другим родственникам.

9. Заключение с выявлением возможных причин наблюдаемого пси­хического проявления и следствий.

10. Рекомендации учителю и родителям по обучению и воспитанию ребенка.




Смотрите также