5 января 2012 года, 07:22

Комплексная (дошкольная)

ПРОГРАММА

КОМПЛЕКСНОЙ (ДОШКОЛЬНОЙ) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050716 СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 

                                                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе профессиональной подготовки психологов для работы с детьми, имеющими трудности развития, важная роль принадлежит не только теоретическому обучению, но и закреплению полученных знаний и умений на практике. Содержание практики непосредственно связано с дисциплинами психологического и медико-биологического блоков, а также с дисциплинами специализации.

В ходе проведения активной практики студенты   4 курса знакомятся с основными направлениями работы психологической службы дошкольных учреждений, с организацией и проведением психолого-педагогического эксперимента,  развивают навыки и умения работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, их родителями и педагогами.

Целью практики является: овладение практической работой специального психолога в условиях дошкольных учреждений компенсирующего вида. В связи с этим практика проводиться в специальных ДОУ или в общеобразовательных  дошкольных учреждениях (в специализированных или логопедических группах).

Продолжительность практики 6 недель. За это время студентами должны:

·         Закреплять и обогащать теоретические знания, полученные в процессе обучения.

·         Проводить наблюдения и психодиагностические обследования с учетом всех предъявляемых требований (подбор методов и методик, постановка психологического диагноза, составление заключений).

·         Осуществлять индивидуальную и групповую коррекцию (преимущественно познавательной деятельности) как одно из приоритетных направлений работы специального психолога.

·         Определять эффективность коррекционной работы, проведенной с дошкольниками, имеющими трудности развития.

·         Применять современные подходы и методы в диагностике и коррекции трудностей развития у детей.

·         Осуществлять консультирование педагогов и родителей по проблемам обучения и воспитания детей с нарушениями развития.

·         Проводить в дошкольном учреждении мероприятия по психопрофилактике  и  психологическому просвещению.

·         Соблюдать профессионально-этические нормы в деятельности специального психолога.

Перед началом практики студенту-практиканту за два месяца (в начале декабря) необходимо предоставить следующие данные о практическом психологе, у которого они будут проходить практику: фамилию, имя и отчество, сведения об его образовании, о стаже работы с детьми, имеющими нарушения развития, а также уточнить с какими категориями аномальных детей, имеющих нарушения в развитии он осуществляет работу.

В случае прохождения практики за пределами города Иркутска кроме вышеуказанных сведений необходимо предоставить гарантийное письмо из образовательного учреждения.

                                                                        ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

В первые две недели практики студент должен:

·         Познакомиться с рабочей документацией психолога-наставника (общий план работы, план работы коррекционных групп, журналами учета различных видов работы, психологическими картами);

·         Определить группу, на базе которой будет работать практикант;

·         Составить индивидуальный план на период практики и утвердить его у руководителя практики (не позднее чем через неделю после начала практики);

·         Посмотреть одно индивидуальное, одно групповое коррекционное занятие, законспектировать и проанализировать их;

·         Осуществить целенаправленное наблюдение за тремя дошкольниками (из базовой группы), которые имеют трудности развития и в дальнейшем пройдут психодиагностическое обследование;

·         Подготовить и провести индивидуальное психодиагностическое обследование умственного развития трех дошкольников, имеющих трудности развития;

·         Подготовить и провести психодиагностическое обследование для комплектования коррекционной группы.

Последующие 4 недели студент-практикант работает в соответствии с собственным планом (он не должен противоречить плану  работы школьного психолога), который должен включать следующие разделы:

1.       Обработка результатов наблюдения и психодиагностических обследований, написание психологических заключений и психолого-педагогических характеристик.

2.       Формирование групп для осуществления коррекционной работы по результатам диагностики (определение состава группы, учитывая, что дети должны иметь сходную структуру нарушений: одинаковый уровень развития познавательной деятельности, а также сходную проблему) и составление перспективного планирования коррекционных занятий.

3.       Осуществление индивидуальной и групповой коррекционной работы. На индивидуальную коррекцию могут приглашаться дети, посещающие групповые занятия, так и дети, не включенные в групповую коррекцию. Индивидуальные коррекционные занятия  должны проводиться не менее чем с тремя учащимися, имеющими трудности в обучении и не реже трех раз в неделю (с каждым ребенком). Групповая коррекция также проводиться  с частотой три раза в неделю. Первые два конспекта для проведения коррекционных занятий (и групповых и индивидуальных) утверждаются у руководителя практики.

4.       Проведение одного мероприятия по психопрофилактике или  психологическому просвещению в условиях ДОУ.

5.       Работа по заданию психолога-наставника.

На последней неделе практики необходимо провести итоговую диагностику для определения эффективности коррекционной работы. Количественные показатели представить в таблице, качественные – в анализе по схеме. По результатам итоговой диагностики провести консультации с родителями или учителем.

                                               ДОКУМЕНТАЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ НА ПРОВЕРКУ

1.  Отчет  по   практике.

     Отчет – итоговый  документ,  он  должен  сдержать  не  перечисление   видов  деятельности, а  анализ  всей  проведенной  работы,  основной  акцент  необходимо  сделать  на  том,  какие  виды  работы  были  наиболее  легкими, а  какие – трудными  и  почему.  Надо  указать,  с  какими  неожиданностями  столкнулся  практикант, а  также  как  он  преодолевал  трудности  и  каков  был  их  характер  (организационный,  содержательный).  Объем  отчета  не  ограничивается (Приложение 1).

2.       План  работы  на  практике.

3.       Дневник  психологической  практики (конкретные  записи  о  том,  что  сделано  в  этот  день). Дневник – это  рабочий  документ,  он  должен  вестись каждый день. Цель дневника – помощь в подготовке  содержательного  отчета.  В  дневнике  содержится и  обработка  результатов  групповой  диагностики, и  выкопировка  сведений  из   психологических, медицинских карт и отчеты по результатам педагогической диагностики (по разделам педагогических программ)  и  краткие записи об итогах  психокоррекционной работы, конспекты коррекционн-развивающих занятий.

4.       Психологические заключения (вариант для ПМПК–Приложение 2) и психолого-педагогические характеристики (Приложение 3) и по  результатам  наблюдения (Приложение 4) и индивидуальных  психологических  обследований (Приложение 5). К  заключению  должен  быть  приложен  конкретный  протокол  диагностического  обследования.  Протокол  также  рабочий  документ,  он  ведется  в  ходе  обследования.

5.       Анализ просмотренных коррекционных занятий (индивидуального и группового) – использовать предложенную схему (Приложение 6)

6.       План работы  коррекционных  групп.  Напоминаем,  что  проводить  коррекционные занятия  можно  только   после предварительного  просмотра  и  одобрения  этих  конспектов  руководителем практики (Приложение 10). Для коррекционной работы  желательно подобрать специальные психологические программы для детей дошкольного возраста.

7.      Необходимо сдать качественный и количественный анализ  эффективности проведенной коррекционной работы. (Приложение 7)

8.       Анализ психопрофилактического и психопросветительского мероприятия и материалы по его проведению. (Приложение 8)

9.       Характеристику  от  психолога-руководителя (Приложение 9).

10.    Тексты  докладов,  выступлений,   новых  технологий  и  т.п.  в  методическую  копилку  факультета.     

                           Приложение 1                                                                                                                               

                   СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ*

1.       Фамилия, имя и отчество студента.

2.       Номер ДОУ и место ее нахождения.

3.       Время прохождения практики.

4.       Фамилия, имя и отчество психолога, у которого студент про­ходил практику.

5.       Общее впечатление о психологической практике, какие новые умения приобретены за это время?

6.       Какое количество коррекционных занятий Вы посетили? На­зовите темы этих занятий?

7.       Какое количество консультаций наблюдали? Назовите про­блемы, которые обсуждались на консультациях.

8.       Какие диагностические процедуры Вы наблюдали в работе школьного психолога? Проанализируйте, как происходил отбор методик исследования в зависимости от запроса и возрас­та детей.

9.       Какие мероприятия по психопрофилактике и психологиче­скому просвещению посещались во время практики?

10.   Что особенно понравилось, а что не понравилось на прак­тике?

11.   Что оказалось для Вас новым и самым важным в организа­ции данного вида практики?

12.   Были  ли  трудности  при  осуществлении  психо­диагностической работы и ее анализе? В чем конкретно они заключались?

13.   Возникали ли трудности при консультировании учителей и во время беседы с родителями? Чем конкретно вызваны эти трудности?

14.   Как часто Вы обращались за помощью к психологу, и на сколько она Вас удовлетворяла?

15.   Ваше отношение к работе в качестве психолога дошкольного учреждения с детьми, имеющими различные трудности в развитии.

16.   Ваши пожелания и рекомендации по проведению психоло­гической практики.

*О.А. Вялых Психологическая практика. Методические рекомендации Иркутск, 2003.

 

                                                                                                                         Приложение 2

                        ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ*

(Психологическое  заключение  для  ПМПК)

В свободном порядке в нем отражаются информативные для постановки клинического диагноза сведения о следующих параметрах:

-          Результаты  психометрического  исследования.

-          Контакт.

-          Особенности  работоспособности  (темп  и  динамика  деятельности).

-          Внимание.

-          Ориентировочная  деятельность.

-          Понимание  инструкций.

-          Состояние основных  психических  процессов  (восприятие,  мышление,  память,  речь).

-          Аффективный  компонент  продуктивности.

-          Критика.

-          Специфические  особенности.

Описание  снабжается конкретными  примерами. Заключение заканчивается выводом, представляющим собой перечисление симптомов, характерным для определенного патопсихологического синдрома. Например, «На первый план выходят конкретность и тугоподвижность мышления, резко сниженная обучаемость. Уровень психического развития ребенка значительно отстает от возрастной нормы. Результаты экспериментально-психологического обследования свидетельствуют в пользу стойкого нарушения познавательной деятельности».

Е.Л. Инденбаум, А.А. Кольцова Итоговая  психологическая  практика:  организация,  проведение,  отчетность. Методические  рекомендации  Иркутск: ИГПУ, 2001.                                                                                                                                        Приложение 3

СХЕМА НАПИСАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ НА ДОШКОЛЬНИКА

1.       Ф.И.О. ребенка

2.       Возраст ребенка, диагноз

3.       Длительность пребывания в данном образовательном учреждении и в данной группе.

4.       По каким показаниям оказался в специальной группе.

5.       Сведения о семье.

6.       Анамнестические данные.

7.       Основные жалобы воспитателей.

8.       Особенности физического развития ребенка.

9.       Особенности игровой деятельности:

·         На каком этапе развития игровой деятельности на данный момент находится ребенок (манипулятивные действия с игрушкой, предметно-процессуальная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра).

·         Какие из предпосылок формирования сюжетно-ролевой игры сформированы у ребенка (если данный этап не сформирован):

-          ребенок включает в игру предметы-заместители (называет и использует их в соответствии с их игровым значением);

-          игровые действия приобретают характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

-          действия обобщаются и отделяются от предмета;

-          ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых, может принять новую игровую роль и называть себя в соответствии с  ней;

-          ребенок стремится действовать самостоятельно, но при этом взрослый выступает как образец действий;

-          начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх.

·         Соотнести развитие игровой деятельности и умственного развития.

10.   Особенности умственного развития  (охарактеризовать выполнение каждой методики по комплексу Е.А. Стребелевой).  Выделить особенности развития речи дошкольника и соотнести с особенностями развития других психических процессов (особенности речевой деятельности также рекомендуется по схеме, предложенной в руководстве Е.А. Стребелевой).

11.   Особенности эмоционально-волевой сферы.

12.   Ф.И.О. студента-практиканта, составившего характеристику.

13.   Психологический прогноз дальнейшего развития ребенка в условиях данного учреждения. Учитывать отношение к ребенку в семье. Определить необходимость перевода ребенка в другие учебные учреждения. Для детей подготовительной группы прогноз обучения в школе.                                                                                                                                               Приложение 3 

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДОШКОЛЬНИКОМ,  ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ РАЗВИТИЯ

(Ф.И.О. ребенка, возраст, группа,  сколько прибывает в данной группе, диагноз)

I.                    Физическое развитие.

1.       Соответствие роста ребенка возрасту.

2.       Пропорциональность телосложения.

3.       Соответствие веса росту ребенка (ожирение, дистрофия).

4.       Наличие аномалий (микроцефалия, ринолалия, тики, парезы, гиперкинезы и т.д.)

II.                 Особенности эмоционального развития дошкольника.

1.       Эмоционален ли ребенок? Весел или несколько равнодушен? От чего у ребенка бывает хорошее настроение? Когда он ведет себя шумно и когда более тихо?

2.       Является ли ребенок чаще уравновешенным  или  (учитывать  характерологические особенности возраста) неуравновешенным?

3.       Как ребенок реагирует на события, свидетелем или участником которых он является? При каких событиях у ребенка  у ребенка наблюдаются более сильные эмоции? Насколько сильны и прочны чувства ребенка?

4.       Отражаются ли чувства ребенка в мимике и жестах? В каких ситуациях это можно пронаблюдать? В связи с чем это можно наблюдать?

5.       Чему радуется ребенок, что заставляет его грустить?  Как он воспринимает похвалу? Как влияет на него неудача или отставание от сверстников?  Как влияет на последующее поведение ребенка похвала или осуждение? Боится ли он чего-нибудь? Как это проявляется?  Что может быть причиной страха? Бывают ли у ребенка бурные приступы гнева?  Как часто? Что вызывает гнев? Какие формы проявления гнева? Как ребенок успокаивается?

6.       Наблюдается ли проявление агрессивности? В каких ситуациях, в какой форме? Как реагируют на его агрессивность другие дети, воспитательница? Что может быть причиной агрессии?

7.       В чем выражается любознательность ребенка, его желание познать мир? Привык ли ребенок задавать вопросы? Кому он задает их?

8.       Кого из взрослых любит больше всех? Как он выражает свою привязанность?  Какие чувства испытывает к воспитательнице? Замечает ли одобрение или осуждение взрослых? Чувствует ли их настроение?

9.       Как выражается симпатия ребенка к другим детям? Есть ли у него относительно тесные связи с детьми в группе? Что лежит в основе дружбы и что указывает на дружескую связь?

10.   Чье общество предпочитает ребенок: воспитательницы, кого-либо из детей или одиночество? Помогает ли своим товарищам? Делает это по собственной инициативе или когда его просят? Помогает в присутствии взрослого или в его отсутствии?

11.   Что делает ребенок во время ссоры между детьми?

Самооценка:

12.    Как действует ребенок (во время игры, дежурства, рисования) – храбро, решительно или неуверенно, сомневаясь?  Доволен ли он своей работой?  Проявляет ли неуверенность при оценке работы? Выполняет ли трудные задания или тихо отступает перед ними, или уклоняется от них? Чем любит заниматься, а чем не любит?

Волевые качества:

13.    Можно ли сказать, что у ребенка имеется определенные замыслы, планы в игре, в трудовой деятельности? Что делает ребенок, если при выполнении замысла встречается препятствие? Насколько сильно желание сделать задуманное? Осуществляет ли ребенок свои решения? Легко или с трудом отказывается от своего замысла?

14.   В какой степени ребенок подвержен влиянию воспитательницы или своих товарищей? Переходит ли к следующей деятельности, не закончив предыдущую? В каких ситуациях это можно наблюдать?

15.   Проявляется ли у ребенка упрямство? Как?  В каких ситуациях? По отношению к кому? Долго ли продолжается? После чего прекращается?

III.               Игровая деятельность:

1.       Интерес. Проявляет ли активность в игре или пассивен? Является ли активным участником игры? В чем это проявляется? Насколько стоек интерес? Легко ли устраняется от активного участия в игре? Как быстро теряет интерес к работе к игре?  Проявляете ли интерес к  коллективным играм или предпочитает играть один?  С удовольствием с охотой берет на себя роль, выполняет обязанности в соответствии с ролью? Насколько ярко проявляется ориентировка в условиях игры? Высказывает ли свое собственное представление о замысле? Проявлялись ли элементы творческого воображения?   Испытывает ли потребность в стимулирующей помощи воспитателя? Теряет ли интерес или  снижается активность?

2.       Характер эмоциональной реакции на игрушку. Проявляет ли интерес к игрушке? Отвлекает ли интерес к игрушке от замысла игры? С охотой использует игрушку в коллективной игре? Как эмоционально реагирует ребенок на понравившуюся игрушку (адекватно реагирует, начинает плакать, отстраняется от нее и убегает, агрессивно ведет себя и т.д.)?  как это проявляется в мимике, пантомимике?   Каков способ выбора игрушки? Адекватен ли выбор игровой ситуации? Использует игрушку не специфично, стереотипно, манипулятивно? Бесцельно перебирает игрушки (хватает любую игрушку в поле зрения и бросает ее через несколько секунд, даже не рассмотрев)?

3.      Использование предметов-заместителей. Понимает ли назначение предмета-заместителя? Целенаправленно ли использует предмет заместитель? Использует предмет-заместитель адекватно или в соответствии с его прямым функциональным назначением?

4.       Характер действия с игрушкой. Ребенок осуществляет предметно-процессуальные действия с игрушкой или действия в соответствии с сюжетом?  Действия с игрушкой развернутые или свернутые? Насколько адекватны действия с игрушкой задуманному плану? Насколько ребенок умеет контролировать свои действия? Подражает ли действиям своих товарищей, хорошо знакомых людей? Насколько однообразно и стереотипно выполняет действия?

5.       Отношения с товарищами в игре. Играет один или со многими? Как разрешает трудные ситуации взаимоотношений в игре? Просит ли помощи у воспитателя или у товарищей?  Помогает ли товарищам при возникших трудностях? Насколько старателен при выполнении своих обязанностей?  Наблюдается ли негативное отношение к коллективной игре? Наблюдаются ли устойчивые дружеские связи? С каким количеством ребят в группе? Является ли ребенок отвергаемым или изолированным в группе? С чем это, по-вашему, связано? Какой вид речи использует для коммуникации?  Использует словесную речь во время общения? Дайте характеристику звуковой стороне речи? Активен в речи?  Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми? Слишком ли стеснителен, чтобы решиться на что-то?

6.       Соответствие развития игровой деятельности и умственного развития. Какой этап развития игровой деятельности? Как ребенок отвечает на занятиях? Есть ли у воспитателей жалобы по усвоению ребенком программного материала? Соотносятся ли умственное развитие и игровая деятельность (если нет, то указать, что развито лучше, а что хуже)?                                                                             

                                                                                                                                Приложение 4

                                                РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Когнитивная сфера:

-          Комплекс Е.А. Стребелевой;

-          Для детей 6-7 лет: комплекс И.А. Коробейникова, комплекс Л.А. Венгера, комплекс Гуткиной  и  др.

-          Тест Векслера;

-          Тест Когана;

-          Нестандартизованные диагностические методики*:

Наименование методики

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

1.Коробка форм

+

 

 

 

2.Пирамидка и мисочки (предметные действия)

+

 

 

 

3.Разрезные картинки

+

 

 

 

4.Конструирование по образцу

+

 

 

 

5.Свободная игра

+

+

+

+

6.Дорисовывание фигуры

+

+

+

+

7.Повторение слов и предложений

+

+

 

 

8.Вопросы по картинкам

+

+

 

 

9.Повторяй за мной и игра в мяч

+

+

+

+

10. Бирюльки

+

+

+

+

11. Мисочки (включение в ряд)

 

+

 

 

12.Рыбка

 

+

+

 

13. Классификация по заданному принципу

 

+

+

 

14.Свободная классификация

 

 

+

+

15.Самое непохожее

 

 

+

+

16.Рассказ по картинкам

 

 

+

+

17.Пиктограмма

 

 

+

+

18.Десять слов

 

 

+

+

                                                                                        Аффективная сфера:

-          Проективно-графические методики («Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» и т. д.).

-          САТ;

-          Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

-          Социометрия «Маски»;

-          Детский тест Розенцвейга;

-          Тест Рене Жиля;

-          «Неоконченные предложения» *;

-          «Два дома» *;

-          Самооценка «Лестница» *;

-          «Три желания» *;

-          «Шапка невидимка» *;

-          «Игровая комната» *;

-          «Выбор карточки» *;

* Л.А. Венгер и соавторы. Психолог в детском саду. – М., 1995.

                                                                                                                Приложение 5.

                                                 СХЕМА АНАЛИЗА КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ* 

1.       Краткая характеристика группы детей (диагноз и выражен­ность отклонений в психическом развитии).

2.       Ме­сто данного занятия в системе коррекционной работы.

3.       Тема занятия. Его цель, задачи и их соответствие этапу психокоррекционной работы.

4.Реализация основных принципов построения психокоррекционных программ в занятии (принцип системности, единства диагностики и коррекции, учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития ребенка, комплекс­ности методов психологического воздействия; принцип деятельностного подхода и активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционном процессе).

5. Методы, применяемые на занятии. По содержанию: игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, психогимнастика и др. По воздействию: индивидуальные (убеждение, внушение) и групповые (психотехнические игры (игры-релаксации, адаптационные игры, игры-освобождения), игровые методы разрешения конфликта, ролевые игры, метод групповой дискуссии, социально-психологический тренинг и др.). Соответствие выбора методов целям и теме занятия, а также структуре дефекта и возрастным особенностям детей.

6. Использование продуктивных видов деятельности (изобразительной, конструктивной и пр.).

7.  Использование наглядности на занятиях.

8.  Характеристика личности психолога.

* О.А. Вялых Психологическая практика. Методические рекомендации Иркутск, 2003.

                                                                                                                 Приложение 6

                       АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

1.       Характеристика комплектования коррекционной группы (ведущая проблема, количество человек и возраст, заключения предварительной диагностики).

 Для индивидуальной коррекции – Ф.И.О. ребенка, возраст, ведущая проблема и заключение предварительной диагностики.

2.       Сроки проведения коррекционной работы и частота встреч.

3.       Указать какая коррекционно-развивающая программа использовалась (если использовалась комплексная программа, то указать какой литературой пользовались при ее составлении).

4.       Какой диагностический инструментарий использовался для отбора детей в коррекционные группы.

5.       Характеристика количественных изменений (по сравнительному анализу предшествующей диагностики и итоговой – методики для диагностики должны быть одни и теже):

-          Произошли ли количественные изменения?

-          Значительны ли они? 

-          В связи с изменением количественной оценки  произошло ли перераспределение по уровням или группе?

-           Если количественных изменений не произошло, то указать предполагаемые причины этого.

6.       Характеристика качественных изменений (по сравнительному анализу предшествующей диагностики и итоговой – методики для диагностики должны быть одни и теже):

-          Изменилось ли поведение ребенка во время коррекционных занятий? Как?

-          Изменилось ли его поведение в группе? Как?

-          Отмечают ли воспитатели, родители какие-либо изменения у ребенка? Какие?

-          Можно ли отметить появление новых способов действий  или норм поведения? Перечислите.

-          Появились ли у ребенка новые знания и умения? Насколько они прочны?

-          Была ли создана ситуация успешности ребенка? Как она на него повлияла?

-          Если качественных изменений не произошло, то указать предполагаемые причины.

7.  Указать необходимо ли в дальнейшем продолжать с детьми коррекционно-развивающую работу по данной проблеме.

8.Ф.И.О. студента-практиканта.                                                                                                                                                    Приложение 7

АНАЛИЗ ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ИЛИ ПСИХОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО  МЕРОПРИЯТИЯ 

1.       Название мероприятия.

2.       Для кого предназначено данное мероприятие.

3.       Сроки проведения.

4.       Что является, по вашему мнению, наиболее удачным (или необходимым) в организации психопрофилактики и психологического просвещения в условиях ДОУ компенсирующего вида.

5.       Какие трудности вы испытывали в процессе подготовки и проведения данного мероприятия.

6.       Ваше мнение о необходимости такого рода мероприятий в ДОУ компенсирующего вида.

7.       Ф.И.О. студента-практиканта.                                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                                     Приложение 8

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ НА СТУДЕНТА 

1. Фамилия, имя и отчество студента.

2. Сроки прохождения практики.

3. Профессиональные качества: соблюдение психологической этики, способность устанавливать контакт с детьми, их роди­телями и педагогическим коллективом, отношение к поруче­ниям психолога, самостоятельность и квалифицированность при выполнении различных видов работы.

4. Готовность к прохождению практики: умение использовать теоретические знания на практике, владение психолого-педагогической диагностикой проблем развития у детей, спо­собность учитывать возрастные и индивидуально-типические особенности учащихся.

5. Сведения о проведенных видах работы во время практики.

6. Оценка практики.

7. Подпись школьного психолога, заверенная печатью школы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Приложение 9

                                  СТРУКТУРА ГРУППОВОГО  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ*

1. Ритуал приветствия. Являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что, в свою очередь, чрезвычайно важно для плодотворной работы Ритуалы предлагается психологом и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого – неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети. Желательно, чтобы в ходе работы группы контроль над исполнением ритуала перешел к членам самой детской группы.
2. Разминка. Является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

3. Основное содержание занятия. Представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса. Подбор упражнений должен осуществляться с учетом темы и целей занятия, а также особенностей возраста детей. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность  упражнений должна предполагать чередование
видов деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом фактора утомления детей). Количество игр и упражнений
на данном этапе не должно превышать 2-4 игры, при этом желательно, чтобы  часть из них были разучены на прошлом занятии. Начинать и заканчивать эту часть занятия хорошо одной из любимых игр детей, созвучной с темой текущей встречи.

4. Рефлексия занятия. Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, объясняет, как это может помочь им. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или при помощи взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.

5. Ритуалы прощания. Проводятся аналогично ритуалам-приветствиям. Данный этапа направлен на завершение работы. Постоянное выполнение ритуала будет давать возможность детям понять, что занятие закончено.*Схема предложена в книге М.Р.Битяновой, Т.В.Азаровой, Е.И.Афанасьевой, Н.Л.Васильевой:  Работа школьного психолога в начальной школе. – М., 1998.                    

       Данная структура занятия используется в процессе коррекции эмоционально-волевой сферы или при проведении комплексных занятий. Важным условием при разработке и проведении занятий является соблюдение принципов психокоррекции. В конспектах студентов-практикантов должны быть указаны: цель и задачи занятия (формулируются в позитивной форме), оборудование, используемое на занятии, и содержание занятия, подробно расписанное в соответствии с предложенной структурой. Все упражнения также расписываются подробно (инструкция для детей, процедура проведения). Студенты на занятия с детьми приходят с конспектами, заранее одобренными руководителем практики или психологом-наставником.  Проведение занятия без конспекта недопустимо. 

 




Смотрите также